Первая страница
РАО "ЕЭС России"

english карта сайта


поиск
Расширенный поиск


Реформирование компании
Главная >> Реформирование компании >> Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики
О компании

Реорганизация
ОАО РАО ''ЕЭС России''


Реформирование электроэнергетики


Предпосылки и суть реформы


ОГК


ТГК


Оптовый рынок электроэнергии(мощности)


Розничные рынки электроэнергии


Сводный план-график структурных преобразований


Хроника реформы


Бюллетени о ходе реформирования


Нормативно-правовая база реформирования


Концепция cтратегии "5+5"


Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики


Азбука реформы (термины, понятия, проблемы)

Акционерам и Инвесторам

Архив новостей компании

Сайты энергокомпаний, выделенных из РАО ''ЕЭС России'' в ходе реорганизации

Инвестиции и инновации

Закупки и продажи

Работа с потребителями


    


NETA – Новый порядок торговли электроэнергией в Англии и Уэльсе

I. Общее описание

1.1. Основные принципы

Основной принцип NETA - все лица, желающие купить или продать электроэнергию, имеют право вступать в любые свободно заключенные договорные отношения между собой. Это, по мнению разработчиков NETA, должно будет привести к тому, что львиная доля торгуемой электроэнергии будет продаваться или покупаться через одну из биржевых площадок или через набор двусторонних или многосторонних контрактов. В число тех, кто торгует электроэнергией, входят не только генераторы и сбытовые организации, которые непосредственно производят и поставляют электроэнергию конечным потребителям, но и нефизические трейдеры.

Роль NETA не в том, чтобы диктовать как электричество продается и покупается на биржевых площадках и/или через двусторонние договоры. Вместо этого NETA предоставляет механизм для близкого к реальному времени клиринга и расчетов за дисбалансы между контрактными и физическими позициями лиц, покупающих, продающих, производящих и потребляющих электроэнергию.

На практике трейдеры могут купить больше или меньше электроэнергии, чем они продали, генераторы могут физически произвести больше или меньше, чем они продали, и конечные потребители могут потребить больше или меньше электроэнергии, чем их сбытовые компании приобрели. Центральные системы NETA предназначены для того, чтобы измерять эти избытки и недостатки (дисбалансы) и определять цены, за которые они торгуются, а также рассылать счета за них. Процессы, с помощью которых рассчитываются объемы дисбалансов и плата за них, носят название "Расчет дисбалансов" (Imbalance Settlement). Задача расчета дисбалансов не в том, чтобы установить оптовые цены на электроэнергию, как это было ранее, а в том, чтобы определить цену и произвести расчет за отклонения между планом и фактом при сравнительно малой разнице между контрактными и физическими позициями участников рынка.

Процесс расчета дисбалансов требует сравнить объемы электроэнергии, купленной или проданной по контракту, с результатами коммерческого учета физических объемов производства и потребления. В результате такого сравнения рассчитывается величина дисбаланса. Также необходимо определить набор цен, чтобы производить расчеты за дисбалансы. Так как результаты коммерческого учета по генерации и потреблению на оптовом рынке в Англии имеются за каждые полчаса, расчет дисбалансов в рамках NETA также производится каждые полчаса.

В дополнение к Расчету дисбалансов NETA также призвана функционировать как механизм для корректировки желаемых уровней нагрузки генераторов и спроса в реальном времени. Существует двоякая необходимость в этом механизме. Во-первых, весьма возможно, что глобальный объем генерации, который генераторы намерены производить или физически производят, не будет равняться глобальному уровню потребления, который потребители намерены потребить или физически потребляют в любой заданный момент. Во-вторых, в связи с ограничениями пропускной способности сети иногда необходимо изменить объем производства или потребления индивидуальных генераторов или потребителей по сравнению с их желаемым объемом производства/потребления, чтобы предотвратить нарушение системных ограничений.

По выше указанным причинам в дополнение к Расчету дисбалансов, NETA также предусматривает создание "Балансирующего механизма" (Balancing Mechanism). В рамках NETA системный оператор определяет, какие действия предпринять для поддержания баланса между потреблением и производством, как на национальном (стабильность частоты), так и на локальном (предотвращение нарушения системных ограничений) уровне. Правила, по которым рассчитываются дисбалансы и осуществляются действия по балансированию системы, содержатся в документе под названием Кодекс балансирования и расчетов (Balancing and Settlement Code).

1.2. Закрытие ворот

Объемы электроэнергии, которые торгуются через биржевые площадки и на основе двусторонних контрактов, должны быть доведены до сведения расчетного центра, который осуществляет расчет дисбалансов, с тем, чтобы можно было определить величину дисбаланса для каждого участника. Далее, так как расчет дисбалансов проводится для каждого получаса, то и объемы электроэнергии, которые проторгованы на биржевых площадках, и в соответствии с двусторонними контрактами, должны быть доведены до сведения расчетного центра, проводящего расчет дисбалансов, в отношении каждого получаса. Очевидно, это должно происходить с определенным упреждением до реального времени. Момент, после которого нельзя более сообщать о контрактных позициях в отношении определенного получаса, получил название "Закрытие ворот" (Gate closure) и наступает за 3,5 часа до данного получаса. Это означает, что физическая торговля электроэнергией на определенный получас прекращается за 3,5 часа до него.

1.3. Балансирующий механизм

Генераторы и сбытовые компании отличаются от трейдеров тем, что они не только покупают и продают электроэнергию в соответствии с контрактами, но и производят ее или обслуживают потребителей, которые физически ее потребляют. В рамках NETA генераторы имеют право сами определять уровень производства принадлежащих им генерирующих агрегатов, а сбытовые компании имеют право заявлять объемы потребления обслуживаемых ими потребителей. Весьма вероятно, что объем физического производства генератором будет взаимосвязан с его желаемым уровнем производства, что означает, что генератор предпочтет продать то количество электроэнергии, которое он планирует произвести. То же самое относится к сбытовой компании, которая будет стремиться купить то количество электроэнергии, которое ее потребители планируют потребить. Однако это не является требованием в рамках NETA.

Как только генераторы и сбытовые компании определяют объемы своего производства и потребления, они обязаны уведомить об этом системного оператора. Это требование распространяется только на те генераторы, установленная мощность которых превышает 50 МВт, и на те точки потребления, которые экспортируют из сети более 50 МВт. Вместе с доведением этой информации до сведения системного оператора генераторы и сбытовые компании могут также сообщить о своей готовности отклониться от запланированного уровня производства или потребления за соответствующее вознаграждение. С этой целью они могут подавать заявки на увеличение или уменьшение производства и потребления (заявки на участие в Балансирующем механизме). Системный оператор волен принять такие заявки и воспользоваться ими с целью контроля над локальным или национальным балансом между производством и потреблением в реальном времени.

Генераторы и сбытовые компании, которые обязаны уведомлять системного оператора о намеченном производстве и потреблении, осуществляют это через подачу так называемых Предварительных физических уведомлений (Initial Physical Notifications) и Финальных физических уведомлений (Final Physical Notifications). Предварительные физические уведомления подаются СО до 11.00 предыдущего дня, а финальные в отношении определенного получаса – не позднее Закрытия ворот. Финальные физические уведомления должны быть поданы в отношении индивидуальных генерирующих агрегатов и потребления по узлам сети, а точнее по точкам коммерческого учета. Они подаются в форме поминутного графика ожидаемого производства или потребления с точностью до одного МВт.

1.4. Единицы балансирующего механизма (BM units)

Этот термин применяется, чтобы описать набор генерирующего оборудования и спроса, которые импортируют электроэнергию в сеть или экспортируют электроэнергию из нее. Для генераторов это обычно один турбогенератор, а для потребления – точка коммерческого учета. В идеологии создателей NETA присутствовал элемент отрицания всего того, что предшествовало этой системе или напоминало терминологию, обычно применяющуюся в электроэнергетике. В связи с этим был изобретен и внедрен набор новых, мало чего объясняющих терминов.

1.5. Заявки на участие в Балансирующем механизме

Эти заявки указывают на готовность участника рынка на отклонение контролируемой им Единицы балансирующего механизма от производства или потребления, указанного в Финальном физическом уведомлении, в обмен на компенсацию. Цены, которые участник готов получить за отклонение от графика в Финальном физическом уведомлении указываются в заявке.

Прием заявки на отклонение системным оператором становится его обязательством. Иными словами, по факту приема системный оператор покупает такую заявку. Если впоследствии системный оператор решает, что покупка заявки была необоснованной или не нужной, он не может эту покупку отменить. Чтобы уйти от своих обязательств перед лицом, чью заявку на отклонение системный оператор принял, он должен принять противоположную заявку, если это экономически более эффективно или физически более целесообразно. В связи с этим заявки на отклонение подаются участниками в парах с противоположными заявками. Им даются номера для идентификации. Если пара относится к отклонению от Финального физического уведомления вверх, то номер положительный, если вниз – отрицательный. Цены в заявках, принадлежащих одной паре, могут быть разными.

1.6. Работа Балансирующего механизма

Цель Балансирующего механизма – дать системному оператору возможность выполнять следующие функции:

  • поддерживать частоту;
  • корректировать потоки мощности, чтобы обеспечить надежность;
  • дать возможность единицам Балансирующего механизма предоставлять дополнительные системные услуги.

Действия Балансирующего механизма для определенного получаса начинаются после подачи Финальных физических уведомлений и заявок на отклонения системному оператору на этот получас – то есть после Закрытия ворот. Системный оператор единолично ответственен за то, какие заявки приняты Балансирующим механизмом, и может принять заявку на отклонения полностью или частично в любой момент между закрытием ворот и реальным временем. Несмотря на то, что системный оператор волен выбирать любую заявку, он обязан обеспечить соответствие его команд техническим характеристикам Единицы балансирующего механизма (например, скорости набора нагрузки). Системный оператор также должен проинформировать участника об уровне производства или потребления контролируемой этим участником Единицы балансирующего механизма.

1.7. Платежи за заявки на отклонение

Принятые системным оператором заявки с поправкой на потери оплачиваются по ценам, указанным в этих заявках. Заявки на отклонение от Финального физического уведомления вверх оплачиваются участнику, подавшему эту заявку, по цене в заявке, умноженной на объем отклонения, с поправкой на потери. В случае заявок на отклонение от Финального физического уведомления вниз участник платит в Балансирующий механизм по цене в заявке, умноженной на объем отклонения, с поправкой на потери. Надо отметить, что цены в обоих типах заявок могут быть отрицательными. В этом случае оплата будет в обратном порядке, то есть за заявку на отклонение от Финального физического уведомления вверх платит участник, а за заявку на отклонение от Финального физического уведомления вниз плата положена участнику.

1.8. Арбитражные сделки системного оператора

В связи с тем, что расчеты с участниками за принятые заявки осуществляются по заявленным ценам, может возникнуть ситуация, когда цена в заявке на отклонение от Финального физического уведомления вверх, поданная одним участником, ниже цены в заявке на отклонение от Финального физического уведомления вниз, поданной другим участником, в то время как выполнение любой из них обеспечивает приемлемый с точки зрения системного оператора результат. В этом случае системный оператор может сэкономить деньги с помощью так называемой арбитражной сделки, которая заключается в том, что системный оператор принимает обе заявки. Это удовлетворяет обоих участников, так как они получат цены, которые требовали. При расчете цен за дисбалансы заявки, принятые системным оператором в рамках арбитражной сделки, обрабатываются несколько иным способом, чем обычные, что будет объяснено ниже.

1.9. Штрафы за невыполнение обязательств

Системный оператор может принять набор заявок на отклонение от Финального физического уведомления вверх и вниз в отношении индивидуальной Единицы балансирующего механизма в любой получас. Кроме того, как обсуждалось выше, принятая заявка может быть отменена с помощью принятия противоположной заявки. Суммарный набор принятых заявок (нетто) определит ожидаемый график работы данной Единицы балансирующего механизма в данный получас.

Если количество принятых заявок на отклонение от Финального физического уведомления вверх для определенной Единицы балансирующего механизма превышает количество принятых заявок на отклонение от Финального физического уведомления вниз, то это равносильно тому, что в результате данная единица имеет заявки только вверх. В этом случае, если данная единица недовыполняет (т.е. или генерирует меньше, чем ожидалось, или потребляет больше, чем ожидалось), то на нее накладывается штраф. В противоположном случае (если можно сказать, что в результате есть заявка на отклонение вниз, а единица Балансирующего механизма либо генерирует больше ожидаемого, либо потребляет меньше ожидаемого) также накладывается штраф.

Таким образом, штрафы взимаются, если по результатам коммерческого учета единица Балансирующего механизма не выполнила своих обязательств с точки зрения следования ожидаемому поминутному графику работы.

1.10. Штрафы за дисбалансы информации

Штрафы за дисбалансы информации предназначены для того, чтобы заставить Единицы балансирующего механизма работать в соответствии с их Финальным физическим уведомлением, скорректированным на основании принятых заявок на отклонение.

Объем дисбаланса информации равен разнице между производством (потреблением) за получас по данным коммерческого учета и той величиной производства (потребления), которая должна была быть в соответствии с их Финальным физическим уведомлением, скорректированным на основании принятых заявок на отклонение.

Штраф за дисбаланс информации одинаков вне зависимости от алгебраического знака указанной выше разницы, т.е. один и тот же, как за недостаток, так и за избыток.

В начальный период после введения NETA штрафы за дисбалансы информации не взимались.

1.11. Дисбаланс энергии

В дополнение к Балансирующему механизму Кодекс балансирования и расчетов также определяет порядок расчетов за разницу между фактической и контрактной позицией участника рынка в каждый получас.

Как говорилось выше, предполагается, что оптовые покупки и продажи электроэнергии будут осуществляться на основе двусторонних контрактов и на различных биржевых площадках. Вдобавок к заключению контрактов генераторы и сбытовые организации также отвечают за физические объемы производства и потребления электроэнергии. Расчеты за дисбалансы энергии необходимы для того, чтобы можно было рассчитаться за разницу между физическими и контрактными позициями участников. Для этого нужно сравнить данные коммерческого учета в отношении производства или потребления каждого участника с его нетто-контрактной позицией каждый получас. Кроме того, необходимо определить цены, по которым будут проводиться расчеты за дисбалансы. NETA предусматривает двухуровневые платежи за дисбалансы, т.е. цена, по которой производится оплата участникам с избытком дисбалансной энергии, отлична от цены, которую платят участники с дефицитом дисбалансной энергии.

Следующим свойством Расчета по дисбалансам в рамках NETA является то, что для каждого участника рассчитываются два дисбаланса электроэнергии – в отношении деятельности по производству и в отношении деятельности по потреблению. Расчет цен будет описан ниже. Каждый участник имеет два счета дисбаланса энергии – Счет производства и Счет потребления.

Объем дисбаланса энергии рассчитывается как разница между измеренными величинами генерации и потребления, относящимися к каждому из этих счетов, и контрактными величинами, относящимися к этим счетам.

Дисбаланс производства электроэнергии – это разница между суммарным объемом генерации данного участника по данным коммерческого учета и нетто его контрактных объемов. Аналогично дисбаланс потребления электроэнергии – это разница между суммарным объемом потребления данного участника по данным коммерческого учета и нетто его контрактных объемов.

1.12. Уведомление об объемах электроэнергии по контрактам

Для того, чтобы учесть объемы электроэнергии, проданной и купленной по контрактам в каждый получас для расчета дисбалансов электроэнергии, необходимо уведомить центр расчетов об этих величинах.

Если два лица торгуют между собой электроэнергией (либо по двустороннему контракту, либо через биржевые площадки), то эти лица должны уведомить Центр расчетов об объеме контракта в кВт часах и указать лицо, которое будет покупателем, и лицо, которое будет продавцом. Информация о цене контракта Центру расчетов не нужна. Информация об объемах передается Центру расчетов Агентом по уведомлению объема контрактов, который действует от имени обоих лиц. Информация в отношении определенного получаса должна быть предоставлена этим Агентом до Закрытия ворот на этот получас. Каждая из сторон контракта может по договоренности с другой стороной сама выполнять функции Агента по уведомлению.

Кроме упомянутой выше информации, Агент обязан указать специфические счета сторон контракта, между которыми происходит торговля. Торговля может происходить со Счета производства одной стороны на Счет потребления другой стороны или наоборот. Также одно лицо может сделать уведомление о "продаже" электроэнергии со своего Счета производства на свой Счет потребления. Сделано это для того, чтобы дать участникам максимальную свободу заключения сделок.

1.13. Агрегирование объемов контрактов

После того, как информация об объеме контрактов поступила в Центр расчетов, последний агрегирует позиции на Счетах производства и потребления каждого участника рынка. Полученные нетто контрактные позиции будут в дальнейшем сравниваться с данными коммерческого учета в отношении каждого Счета производства и Счета потребления для определения величины дисбаланса.

1.14. Производство и потребление, экспорт/импорт

Чтобы определить данные коммерческого учета для расчета дисбалансов электроэнергии, их нужно собрать для каждой Единицы балансирующего механизма за каждый получас. Эти данные собираются разными способами, но в конечном итоге используются, чтобы определить измеренный объем для каждой Единицы балансирующего механизма за каждый получас.

В зависимости от того, является ли данная Единица балансирующего механизма производителем или потребителем электроэнергии, измеренный объем будет считаться производством или потреблением и агрегироваться на соответствующем счете.

Определение типа Единицы балансирующего механизма (производитель или потребитель) зависит от того, будет ли в течение года максимум экспорта электроэнергии в систему в какой-либо получас выше или ниже, чем максимум импорта электроэнергии из системы в любой получас. Обычно генераторы будут производителями, а сбытовые компании – потребителями.

Измеренные объемы для определенной Единицы балансирующего механизма будут отнесены к Счету соответствующему типу данной единицы.

Возможно, что некоторые Единицы балансирующего механизма, определенные как производители, в определенные получасы будут импортировать электроэнергию, а некоторые Единицы балансирующего механизма, определенные как потребители, в определенные получасы будут экспортировать электроэнергию. То, чем считается измеренный объем для определенной Единицы балансирующего механизма для целей расчетов (экспорт или импорт), зависит от того, была ли в этот период агрегированная величина для этой Единицы экспортом или импортом. Классификация экспорта и импорта влияет на то, как рассматривается измеренный объем для учета потерь и распределения избытка прихода средств. Как это делается, будет описано ниже.

1.15. Уведомление о перераспределении измеренного объема

В рамках NETA дается возможность распределить электроэнергию, текущую от отдельной Единицы балансирующего механизма или к ней, между двумя или более лицами с целью расчета дисбалансов электроэнергии. Эта возможность дается для того, чтобы не ограничивать коммерческую свободу участников, и позволяет, например сбытовой компании, уведомить об объеме, относящемся только к части счетчика определенного потребителя, чтобы удовлетворить требования этого потребителя по частичному снабжению этой сбытовой компанией. Также возможно, чтобы лицо, ответственное за определенную Единицу балансирующего механизма, отнесло весь объем, относящийся к этой Единице, или его часть на имя другого лица. Аналогично с уведомлениями о контрактных объемах, уведомления о перераспределении измеренных объемов также должны быть переданы в Центр расчетов до момента Закрытия ворот. Эти уведомления должны содержать или фиксированное число кВтч, которые нужно перераспределить, или фиксированный процент измеренного объема, который нужно перераспределить.

1.16. Объемы дисбалансов электроэнергии

Объем дисбаланса электроэнергии для отдельного счета – это нетто от всех измеренных величин и контрактных объемов, отнесенных к этому счету. Объем дисбаланса электроэнергии для отдельного счета может быть положительным или отрицательным. Это указывает на нетто избыток или недостаток электроэнергии на этом счету. Для агрегации измеренный экспорт принимается положительным, а измеренный импорт – отрицательным.

Возможна ситуация, когда у одного и того же лица будет избыток электроэнергии на одном счету и недостаток на другом счету в один и тот же получас.

1.17. Расчет цен за дисбалансы электроэнергии

Цены за дисбалансы электроэнергии необходимы для того, чтобы рассчитаться за избытки или недостатки на энергетических счетах. Вводятся две цены за дисбалансы электроэнергии. Они носят названия Цена покупки системы (System Buy Price) и Цена продажи системы (System Sell Price).

Цена покупки системы – это цена, по которой оплачиваются недостатки. Она предназначена отражать среднюю цену, по которой система должна была покупать электроэнергию, чтобы восполнить недостатки на счетах участников. Таким образом, если на счету зарегистрирован отрицательный дисбаланс электроэнергии, то владелец этого счета должен заплатить за него по Цене покупки системы.

Цена продажи системы – это цена, по которой участники получают платеж за избытки. Она отражает среднюю цену, по которой система должна была продавать электроэнергию, чтобы избавиться от ее избытка. Таким образом, если на счету зарегистрирован положительный дисбаланс электроэнергии, владельцу этого счета положена плата по Цене продажи системы.

Цены за дисбалансы электроэнергии рассчитываются на основе цен в заявках на отклонение, принятых системным оператором в Балансирующем механизме. Цена покупки системы для определенного получаса рассчитывается как средневзвешенное по объему от принятых на этот получас заявок на отклонение вверх. Цена продажи системы для определенного получаса рассчитывается как средневзвешенное по объему от принятых на этот получас заявок на отклонение вниз.

На самом деле не все принятые заявки принимаются во внимание для расчета цен за дисбаланс. Те из них, которые относятся к арбитражным сделкам, исключаются. Арбитражные сделки легко отличить от обычных, т.к. в них Цена на отклонение вверх меньше или равна Цене на отклонение вниз.

Заявки, которые используются не для балансирования электроэнергии, а для балансирования системы, например с целью предотвращения перегрузок сети или иных нарушений надежности также не принимаются во внимание для расчета Цен за дисбаланс. Однако их сложнее идентифицировать. Они существуют, поскольку Балансирующий механизм предназначен не только для устранения дисбалансов электроэнергии, но и для того, чтобы дать системному оператору возможность поддерживать надежность системы. На сегодняшний день заявками на балансирование системы считаются Заявки на отклонение вверх с очень высокой ценой и Заявки на отклонение вниз с очень низкой ценой, но полностью эта проблема в NETA не решена.

В дополнение к изложенному выше в расчете цен за дисбалансы электроэнергии применяется еще ряд поправок с целью учета потерь и др.

Обычно Цена покупки системы будет выше, чем Цена продажи системы.

1.18. Денежные потоки, связанные с дисбалансами электроэнергии

В случае, когда счет имеет положительный дисбаланс электроэнергии, то его владельцу причитается платеж по Цене продажи системы. В случае, если дисбаланс отрицательный, владелец счета должен оплатить по Цене покупки системы. Системный оператор платит нетто стоимость всех принятых заявок минус штрафы за невыполнение обязательств.

1.19. Перераспределение избыточного дохода

В результате действия балансирующего механизма и расчетов за дисбалансы электроэнергии, в каждый получас возникает набор различных платежей, включающий в себя платежи за принятые заявки на отклонение и платежи за положительные и отрицательные дисбалансы электроэнергии. Кроме того, возможны штрафы за непоставку и штрафы за дисбаланс информации.

Нетто всех перечисленных платежей в любой получас не будет равняться нулю. Обычно возникнет избыток прихода над расходом, который в обиходе получил название "фонда на пиво". Этот избыток перераспределяется между всеми счетами в пропорции к измеренным объемам импорта и экспорта.

Следует обратить внимание, что в случае, если лицо перераспределяет измеренные величины другому лицу, то соответствующая доля избытка прихода над расходом также причитается второму лицу.

II. Анализ и обсуждения

2.1. Основные причины замены прежней торговой системы на NETA

Абстрагируясь от разного рода утверждений и интенсивной PR-кампании, сопутствовавшей замене Английского пула на NETA, можно привести следующие доводы, в которые власти Великобритании, очевидно, верили, идя на этот, стоивший по многим оценкам около 1 млрд. английских фунтов, шаг:

  • Негибкость управления Английским пулом препятствовала изменениям и тормозила реформы.
  • Очень ограниченное участие спроса в механизме ценообразования привело к ценам, выше экономически обоснованных.
  • Сложность и непрозрачность механизма ценообразования и ограниченная конкуренция задерживали развитие рынков финансовых производных инструментов и ограничивала ликвидность на рынке контрактов.
  • Пул давал возможность злоупотребления рыночной силой, в силу того, что всем генераторам платили по той же цене, в то время как сама эта цена устанавливалась на основании заявок лишь немногих из них. Иными словами, существование единой цены пула вместо цен в договорах между индивидуальными продавцами и покупателями препятствовало оказанию давления спроса на уровень цен.

Анализируя эти утверждения, очевидно следующее: 

  • Первое утверждение неопровержимо.
  • Второе утверждение недоказуемо. Одной из причин, почему Английский пул был запроектирован в виде рынка на сутки вперед, было дать возможность потребителям отреагировать на заранее опубликованные цены. К несчастью в дебатах о NETA аргументы об участии спроса в ценообразовании были сфокусированы на неудачных попытках ввести заявки потребителей в механизм ценообразования в пуле, и не было попыток эмпирического исследования потенциала для большего управления потреблением.
  • Третье утверждение весьма сомнительно. Например, Enron, пожалуй, самый крупный в свое время в мире трейдер на рынках электроэнергии и природного газа, в своих показаниях на Правительственной Комиссии по Конкуренции свидетельствовал, что пул никоим образом не ограничивал развития ликвидного рынка контрактов.
  • Четвертое утверждение является наиболее критическим. К сожалению, те, кто принимали решение по поводу ввода NETA, не предоставили абсолютно никаких его доказательств. Цитируя обзор Британского Регулятора, датированный июлем 1998-го года, "если генераторы получают доход только в том случае, когда им удалось убедить сбытовые компании заключить с ними договора на, по крайней мере, столь же привлекательных условиях, как предлагалось другими, конкурирующими с ними генераторами, кажется правдоподобным, что таким образом конкуренция между генераторами усилится". Никаких более существенных доказательств (если сказанное выше можно считать доказательством) не приводилось.

Существует достаточное количество документированных доказательств того, что Лейбористское Правительство Великобритании, поддерживая NETA, было убеждено, что таким образом создаются более благоприятные условия для продолжения жизни британской угольной промышленности, а соответственно и шахтеров, традиционно голосующих за Лейбористскую партию. Ирония ситуации заключается в том, что одного введения NETA было явно недостаточно для осуществления этой цели, свидетельством чему является факт разработки в настоящий момент впервые за много лет новой энергетической стратегии Великобритании, в которой предусматриваются специальные меры, стимулирующие строительство угольных электростанций. Надо отметить, что предыдущая энергетическая стратегия Великобритании состояла в одной фразе: "Мы создали рынок электроэнергии и убеждены, что он обеспечит необходимое количество генерирующих мощностей сегодня и в будущем".

2.2. Основные экономические характеристики NETA

2.2.1. Платежи по заявкам вместо платежей по единой цене двойного аукциона

На протяжении ряда лет Британский Регулятор (Ofgem) был убежден, что торговый механизм, на котором базировался английский пул, способствовал ценовому сговору между генерирующими компаниями, несмотря на то, что многочисленные попытки доказать это оказались безрезультатными. Один из советников Британского Регулятора профессор Карри (Currie) утверждал, что в двойных аукционах с единой ценой участники имеют больше возможностей использовать свои заявки, чтобы информировать других участников о своих намерениях. Так как участники знают, что они получат ту же цену вне зависимости от того, какую заявку они подадут, это стимулирует иногда кооперативное поведение, а иногда угрожающее и дает возможность скрытого ценового сговора. В тоже время, в дискриминационных аукционах, где участники получают оплату строго по своей заявке, использование заявок для сигнализации намерений значительно более опасно, так как заявка может быть принята, становясь обязательством. Это соображение легло в основу мотивировки конструкции NETA, первым ключевым элементом которой была отмена требования торговать только через пул. Такая отмена ведет к двухсторонней торговле с оплатой по заявкам в любом виде, как и в некоторых рынках других товаров.

В тоже время, в Лондонской бизнес школе профессором Банном (Bunn) и Бовером (Bower) был проведен симуляционный анализ, который показал, что переход к оплате по заявкам вместо универсальной цены двойного аукциона не усиливает конкуренцию, как ожидалось, а наоборот снижает ее. Возникает существенный риск того, что базовые генераторы заявят цены выше, чем полупиковые, а участие базовых генераторов в установлении цен снижает давление конкуренции на полупиковые генераторы и ведет к общему росту цен. Результаты этого анализа были отвергнуты, т.к. они не вписывались в идеологию создателей NETA, несмотря на то, что авторы анализа моделировали фактическую композицию генерирующих компаний в Англии и предположили, что крупные участники, в портфель которых входили также и полупиковые генераторы, располагали большей информацией, т.к. заключали сделки чаще. Их работа показала, что такие генерирующие компании не только выступают как ценовые лидеры, но и получают большую выгоду, чем владельцы только базовых электростанций или мелкие участники. Это мнение разделяется также весьма авторитетной комиссией, которая была создана в Калифорнии с тем, чтобы ответить на вопрос, стоит ли переходить от двойного аукциона с универсальной ценой к оплате по заявкам. Эта комиссия, председателем которой был ведущий экономист Альфред Кан (Kahn) из Корнельского университета, пришла к выводу, что плата по заявкам негативно отразится на мелких участниках, т.к. привнесет новые неопределенности и, в результате, будет препятствовать строительству новых мощностей, в особенности мелкими независимыми производителями. Комиссия также отметила, что эксперименты показали, что участники экспериментов научаются сговариваться как при одной, так и при другой системе ценообразования. Это мнение разделяется профессором Ньюбери (Newbery) из Кембриджского университета, который отметил, что теория и экспериментальные результаты опровергают часто повторяемые, но необоснованные утверждения о том, что рынки электроэнергии должны оперировать так же, как и рынки других товаров, и что оплата по заявкам более совершенна, чем оплата по единой маржинальной цене системы.

Интересно отметить, что в ходе событий, Британский Регулятор потерял веру в то, что система ценообразования с оплатой по заявкам предотвращает ценовой сговор. Доказательством этого является требование ввести в лицензию генерирующих компаний пункт, запрещающий злоупотребление рыночной силой, на котором Британский Регулятор настаивал на протяжении нескольких лет, пока не проиграл судебный процесс, в результате которого это требование было объявлено незаконным. Более того, в сентябре 2000-го года это требование было расширено и включает теперь также и сбытовые компании, когда, свидетельствуя перед Правительственной Комиссией по конкуренции, Британский Регулятор заявил, что ожидаются большие проблемы, связанные с существенной рыночной силой, также и в новом рынке NETA. В настоящий момент Правительство Великобритании продолжает настаивать на включении в лицензии всех участников требования не злоупотреблять рыночной силой, несмотря на решение суда Палаты Лордов (Социалистическое правительство никак не может избавиться от желания контролировать все и вся). Таким образом, основной довод в пользу перехода к оплате по заявке вместо оплаты по цене двойного аукциона исчез, а сам переход остался, что продолжает служить поводом для недоумения некоторых аналитиков и источником для шуток иных.

2.2.2. Двойственные заявки и двойные цены в балансирующем механизме

Этот аспект Балансирующего механизма NETA весьма противоречив. Профессор Карри утверждает, что принцип двойных цен справедлив, так как генераторы, чье производство отличается от контрактного объема, являются источником дополнительных расходов для системного оператора, который поддерживает баланс системы в реальном времени. Поэтому важно отнести эти расходы на те генераторы, которые их вызывают, чтобы они не отклонялись от плана и таким образом возникали соответствующие стимулы для предсказуемости производства. Несмотря на то, что трудно оценить затраты, вызванные непредсказуемостью производства, лучше их оценивать хоть как-то, нежели считать нулевыми. Он далее проводит параллель с другими рынками, где всегда существует маржа между ценой спроса и ценой предложения, отражающая стоимость организации рынка. Более того, в рынке электроэнергии эта маржа должна быть выше, чем в финансовых рынках, в связи с тем, что затраты на поддержание балансов спроса и предложения выше. В этом анализе отсутствует фундаментальный и значительно более важный вопрос, почему вместо балансирующего рынка в реальном времени, как в большинстве современных рынков электроэнергии, NETA использует Балансирующий механизм.

Балансирующие рынки представляют собой нечто большее, чем просто механизм, позволяющий СО балансировать систему. На самом деле, они являются краеугольным камнем эффективного рынка электроэнергии, т.к.:

  • Дают генераторам возможность продавать незаконтрактованное производство.
  • Дают потребителям возможность приобрести электроэнергию, чтобы удовлетворить их незаконтрактованный спрос.
  • Позволяют участникам избежать трудностей и расходов, связанных с точным или даже приблизительным контролем нагрузки. Небалансы попросту производятся или потребляются в процессе ведения режимов в реальном времени, а расчеты между участниками ведутся на основании клиринговой цены спотового рынка, возникающей в результате ведения режима.
  • Дают базовую цену для заключения форвардных контрактов.

Однако спотовый рынок обязан быть построен на базе маржинальных цен, иными словами использовать двойной аукцион и универсальные цены. Идеология NETA не допускала этого, поэтому взамен были введены двойственные заявки и двойные цены, в которых по необходимости перемешаны разные стоимости, чтобы обеспечить ценообразование на основе "двусторонних контрактов". Двойные цены штрафуют участников, позиции которых несбалансированны, и заставляют их заниматься микроторговлей, чтобы устранить штрафуемые дисбалансы. Любой порядок, обусловленный этой идеологией, по определению нерыночный.

Вводя Балансирующий механизм, Британский Регулятор даже не попытался количественно оценить ту выгоду, которую предполагалось получить, создавая механизм искусственных рисков, возникающих за счет штрафов за дисбаланс. Что весьма характерно в этом подходе, это непризнание необычности рынков электроэнергии, в которых потребители хотят наличия продукта в любой момент в необходимых им количествах. Как результат, у сбытовой компании практически нет контроля над тем, что она продает в какой-либо получас, в особенности, если ее потребители не снабжены интервальными счетчиками.

Традиционно это свойство рынков электроэнергии учитывалось с помощью благоприятного статистического эффекта относительной предсказуемости потребления большого числа потребителей и центрального прогнозирования. NETA не только дизагрегирует прогнозирование на меньшие группы (что неизбежно влечет большие ошибки прогнозов), но и наказывает за неточности. Как результат этого, большие объемы нераспределенных денег (т.н. "фонд на пиво") наличествуют в системе без видимой пользы. В процессе создания NETA не было предпринято попыток проанализировать, с какой точностью сбытовые компании могут предсказать потребление своих потребителей. Как со стороны производства, так и со стороны потребления, NETA благоприятствует крупным участникам за счет мелких, как с точки зрения пропорциональности рисков, так и с точки зрения затрат, необходимых для управления этими рисками.

Двойственные заявки и двойные цены в принципе создают вредные стимулы. Точное балансирование с контрактной позицией в NETA теперь представляет ценность, т.к. дает возможность избежать платежей за дисбалансы и получить большую долю "фонда на пиво". Это стимулирует экономически необоснованные действия, например операции газовых турбин для подгонки результатов к контрактной позиции. Кроме того, пропадает стимул к участию в регулировке частоты, т.к. последнее не только обращается для генераторов потерей денег в результате платежей за дисбалансы, но также означает отказ от доли в "пивном фонде".

2.2.3.Уведомление после фактов

Многие участники рынка в Англии в Уэльсе требовали уведомления контрактных объемов после каждого получасового периода для того, чтобы они имели возможность торговать недостатками и избытками после их возникновения, и таким образом платить только за дисбалансы, которые не удалось переторговать. Причиной этого требования является слишком длинный период до Закрытия ворот, который надо рассматривать как искусственно встроенный источник ошибок. Профессор Карри назвал это требование странным и не заслуживающим серьезного внимания, утверждая, что не существует рынков, в которых контракты заключаются после физического производства и потребления.

На самом деле, PJM, который является самым удачным рынком электроэнергии в Северной Америке, позволяет уведомления после фактов, что отражает реальность рынков электроэнергии, в которых балансирование системы не влечет тех высоких затрат, о которых говорил профессор Карри. Настоящей причиной, почему NETA не позволяет уведомлений после факта является не "странность" этой практики, а то, что ее отсутствие, заставляющее участников микроторговать, не ослабляется возможностью дополнительной корректировки.

2.2.4. Пропускная способность сети

Существование двусторонних физических договоров купли-продажи электроэнергии по определению требует, чтобы каждому такому договору сопутствовала алокация пропускной способности сети, необходимая для его осуществления, что неизбежно ведет к узловым ценам, а также требует соответствующего достаточно сложного механизма торговли этой пропускной способностью. К счастью, магистральная сеть Великобритании – достаточно мощная конструкция, но, тем не менее, в ней существует около двух десятков практически постоянных системных ограничений. В рамках NETA системный оператор вынужден заниматься микроторговлей с участниками с помощью заявок на отклонение для того, чтобы предотвратить перегрузки в сети и иные нарушения надежности. Поскольку без использования механизма узловых цен практически невозможно отнести стоимость этой микроторговли на тех участников, контракты которых вызывают ее необходимость, стоимость эта распределяется между всеми участниками рынка. Ситуация также усугубляется тем, что чрезвычайно трудно разделить сделки системного оператора, связанные с необходимостью балансирования, и сделки, направленные на поддержание надежности. Большая часть сделок предназначена для обеих целей. Понятно, что существующее положение вещей экономически неэффективно, но Британский Регулятор по этому поводу пребывает в нерешительности, т.к. в консультационной статье, опубликованной в декабре1999-го года, он отверг узловые цены по причине того, что их расчет централизован, а с тех пор выдвинул ряд полусформулированных идей, но не достиг никакого прогресса. На сегодняшний день Британский Регулятор склоняется к мысли, что пропускную способность сети надо аукционировать. Следуя своей логике о сходстве между рынками природного газа и электроэнергии и принимая во внимание, что доступ к газопроводам в Великобритании уже аукционируется, он приходит к выводу, что то же самое нужно делать и в рынке электроэнергии. К сожалению, аукционы доступа к газопроводам весьма далеки от совершенства, а определить, что же на самом деле аукционировать в рынке электроэнергии, еще сложнее, чем в случае доступа к газопроводам.

III. Применимость NETA к рынку электроэнергии в Российской Федерации

Как очевидно из вышеизложенного, в NETA отсутствует механизм централизованного выбора состава оборудования, разработки и отчасти ведения режимов, которые были присущи Английскому пулу. Вместо этого, действия, как продавцов, так и покупателей, определяются в основном теми договорами, которые им удалось заключить. Эта система торговых отношений, а также надежность снабжения электроэнергией подкрепляется следующими немаловажными факторами: 

  1. Наличие избытка мощностей, значительная часть которых является самым современным и маневренным оборудованием типа ПГУ, введенными в действие на протяжении предыдущего десятилетия.
  2. Наличие достаточно мощной магистральной сети, в общем, с избытком пропускной способности.
  3. Накопленный за последнее десятилетие опыт работы в конкурентной среде.
  4. Тщательно разработанная нормативно-правовая база.
  5. Весьма совершенная структура финансовых отношений.
  6. Развитая система измерений и оснащенность системы приборами типа АСКУЭ и соответствующими базами данных для коммерческого учета.
  7. Практически свободные рынки топлива.

Несмотря на все это, внедрение NETA было сопряжено со многими трудностями, в основном связанными с созданием програмно-аппаратного комплекса, предназначенного для того, чтобы претворить в жизнь положения Кодекса балансирования и расчетов. Более того, после внедрения NETA обнаружилось много ошибок, как в самом расчетном центре, так и ошибок, допущенных участниками. Было бы нереальным предположить, что эта система отношений могла бы функционировать в том случае, если ее участники не имели за своими плечами десятилетнего опыта жизни в рыночной среде.

Нам трудно представить, что в России можно будет обеспечить надежность электроснабжения, изначально отказавшись от централизованной разработки режимов и их централизованного ведения, принимая также во внимание то, что практически все перечисленные выше факторы, за исключением, пожалуй, временного избытка мощностей, в России пока еще отсутствуют.

Нам представляется, что будущие участники рынка будут не в состоянии с достаточной точностью предсказывать свое производство и потребление и соответственно заключать контракты на этой основе. По необходимости это приведет к значительным дисбалансам и очень существенным платежам по ним, не говоря уже о полной неготовности системы оперативно-диспетчерского управления вести ту микроторговлю, которая необходима по идеологии NETA, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В дополнение к этому надо отметить, что то упрощенное понятие двустороннего контракта, которое существует сегодня в России, абсолютно не соответствует описанной системе, и будет достаточно трудно это представление изменить.

К сожалению, в России пока еще нет мощной магистральной сети, что позволило бы заключать двусторонние контракты, практически не принимая во внимание сетевых ограничений. Это означает непосредственный контроль системного оператора над всеми двусторонними договорами до момента их заключения и, конечно же, влечет за собой необходимость немедленной разработки весьма сложного механизма торговли пропускной способностью. При отсутствии надлежащей инфраструктуры, систем связи, коммерческого учета и т.д. исключается возможность каких бы то ни было краткосрочных контрактов из соображений чистой логистики. Управлять же системой и обеспечивать надежность, базируясь только на долгосрочных контрактах с, мягко говоря, непредсказуемой исполнимостью, неизбежно влечет за собой необходимость центрального контроля, центральной разработки и ведения режимов. Таким образом, вся концепция, заложенная в NETA, рушится.

Следующий вопрос, который необходимо поставить в рамках данного обсуждения, это вопрос, который не ставился и в Англии, как видно из выше изложенного. Вопрос этот звучит так: "Какие выгоды сулит такая система, как NETA, по сравнению с той моделью рынка, которая уже предложена?" Хотелось бы получить вразумительный ответ на этот вопрос от тех, кто утверждает, что такие выгоды есть. Мы надеемся, что описание NETA, предоставленное в этой статье, поможет ответить на этот вопрос на более информированной основе, нежели до сих пор.



Вверх