Первая страница
РАО "ЕЭС России"

english карта сайта


поиск
Расширенный поиск


О компании
Главная >> О компании >> Информация о компании >> Международная деятельность
О компании


История ОАО РАО ''ЕЭС России''


Информация о компании


Рейтинги компании


Документы, подлежащие раскрытию


Тезаурус


Координаты


История электрификации
страны

Реорганизация
ОАО РАО ''ЕЭС России''


Реформирование электроэнергетики

Акционерам и Инвесторам

Архив новостей компании

Сайты энергокомпаний, выделенных из РАО ''ЕЭС России'' в ходе реорганизации

Инвестиции и инновации

Закупки и продажи

Работа с потребителями


    


Проект объединения энергосистем Восток-Запад

Основные характеристики европейских объединений

В Европе сегодня соседствуют три крупнейших энергообъединения.

Западная синхронная зона (UCTE) включает в себя энергосистемы Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Голландии, Западной Дании, Швейцарии, Люксембурга, Словении, Хорватии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Греции, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии и Черногории, Албании, Болгарии, Румынии. С июля 2003 года синхронно с UCTE работает Западная энергосистема Украины (так называемый "Остров Бурштынской ТЭС").

Северная синхронная зона (NORDEL) – объединение энергосистем стран Северной Европы (Швеции, Норвегии, Финляндии и западной части Дании).

Восточная синхронная зона (ЕЭС/ОЭС) объединяет энергосистемы стран СНГ (за исключением Армении и Туркмении, энергосистемы которых функционируют параллельно с энергосистемой Ирана) и Балтии (Эстонии, Латвии и Литвы).

Указанные объединения развивались практически независимо друг от друга и различаются и по охватываемой территории, и по организации внутреннего взаимодействия, и по способам управления.

Между NORDEL и UCTE и между NORDEL и ЕЭС/ОЭС имеются связи постоянного тока, в то время как Восточная и Западная синхронные зоны работают полностью раздельно.

Идея объединения

Необходимость усиления надежности энергоснабжения собственных территорий наряду с процессами политической и экономической интеграции в Европе положила начало идее создания общеевропейского энергетического пространства, предполагающей объединение энергосистем стран Западной и Центральной Европы с энергосистемами стран СНГ и Балтии (Восточной и Западной синхронных зон).

Идея такого объединения рассматривается как способ повышения надежности функционирования энергосистем, оказания взаимопомощи в аварийных ситуациях, оптимизации распределения резервов, улучшения использования генерирующих мощностей и первичных энергоресурсов.

Такая совместная работа энергосистем предполагает формирование синхронного объединения энергосистем, не имеющего аналогов в мире (Рис. 1) по своей протяженности (10 часовых поясов) и установленной мощности (более 900 ГВт). Оно создаст техническую инфраструктуру для формирования общеевропейского рынка электроэнергии, без которого невозможно дальнейшее развитие торговли.

Рис. 1 Энергосистемы ЕЭС/ОЭС и UCTE

При синхронном объединении энергосистемы работают с единой частотой, и все электростанции объединения участвуют в управлении совместной работой. При возникновении в любом регионе небаланса мощности (несоответствия между уровнем нагрузки и суммарной мощностью всех работающих в данный момент в данном регионе электростанций) это отклонение по принципу солидарности принимают на себя все объединенные энергосистемы, чем обеспечивается поддержание стабильности частоты.

В настоящее время, идея синхронного объединения энергосистем стран СНГ и Балтии (ЕЭС/ОЭС) с энергосистемами, входящими в состав европейского Союза по координации передачи электроэнергии (UCTE), получила поддержку бизнес-сообщества и высших политических кругов европейского континента. В 2003 году, Электроэнергетическим Советом СНГ (ЭЭС СНГ) и UCTE было принято решение провести полномасштабное исследование возможности синхронного объединения ЕЭС/ОЭС с энергосистемами UCTE.

Предыдущие исследования

Возможность объединения на синхронную работу объединений ЕЭС/ОЭС и UCTE изучается в течение последних нескольких десятков лет. Ни одно из них не выявило каких-либо фундаментальных проблем, препятствующих синхронной работе ЕЭС/ОЭС и UCTE.

Наиболее подробное исследование "Синхронное объединение Восток-Запад. Возможность и целесообразность" выполнено в 1997-1998 годах при финансовой поддержке по программе TACIS. Несмотря на то, что ряд вопросов остался неизученным, основной вывод исследования заключался в признании возможности объединения с технической точки зрения при выполнении определенного набора обозначенных требований. В частности, в работе показано, что обмен электроэнергией между Востоком – Западом по существующим линиям может достигать 7000 МВт.

В 2003 года выполнены исследования сети UCTE для нескольких сценариев обмена мощности с ЕЭС/ОЭС, в результате которых выявлены ограничения возможных объемов экспорта электроэнергии из ЕЭС/ОЭС в Западную Европу в связи с большой загруженностью основных линий внутри UCTE.

ТЭО синхронного объединения ЕЭС/ОЭС с UCTE

В практическую плоскость решение о проведении исследования было переведено подписанием 19 апреля 2005 года Соглашения о сотрудничестве по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) синхронного объединения ЕЭС/ОЭС с энергосистемами UCTE. Соглашение определяет основные принципы совместной работы сторон: паритет представительства в органах управления проектом, консенсус при принятии решений, взаимность предоставляемой информации, самостоятельное финансирование работ по исследованиям каждой стороной.

Сторонами Соглашения являются группа компаний ЕЭС/ОЭС, в которую вошли системные операторы 8 стран СНГ и Балтии (Беларуси, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Украины и Эстонии), и консорциум UCTE, объединивший 11 системных операторов 9-ти стран Европы (Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Испании, Франции, Словакии и Румынии).

Координацию работ ЕЭС/ОЭС осуществляет ОАО "СО – ЦДУ ЕЭС" (Россия), определенное Соглашением о сотрудничестве в качестве лидирующей стороны в группе компаний ЕЭС/ОЭС.

Консорциум UCTE возглавляет E.ON Netz (Германия), выполняющая функции координатора проекта с европейской стороны.

Соглашение предусматривает трехуровневую организацию проекта (рис. 2).

Представительский совет проекта (Project Representative Board - PRB) – осуществляет общий контроль проекта, принимает участие в разрешении спорных вопросов. Включает представителей UCTE и ЭЭС СНГ, отраслевых представителей Европарламента и Еврокомиссии, представителей отраслевых органов власти стран СНГ и Балтии, руководителей участвующих энергокомпаний, а также приглашенных наблюдателей из Европейских электроэнергетических ассоциаций.

Орган управления проектом (Project Management Board - PMB) – осуществляет непосредственную координацию работ по проекту. Включает менеджеров проекта с обеих сторон, руководителей рабочих групп по разработке ТЭО, представителей постоянных рабочих групп UCTE, представителей Комиссии по технологической координации энергосистем стран СНГ и Балтии (КОТК).

5 рабочих групп (Working groups) – проводят непосредственную разработку ТЭО, включают более 80 экспертов из 17 стран.

Руководители проекта – Маттиас Лютер (E.ON Netz) и Сергей Кузьмин (СО – ЦДУ ЕЭС).

Рис. 2 Организация проекта

Исследование, рассчитанное на три года, должно ответить на три основных вопроса:

  1. Возможно ли полное синхронное объединение ЕЭС/ОЭС и UCTE?
  2. Каковы обязательные требование к обеим сторонам?
  3. Каковы будут соответствующие затраты?

Технические исследования будут проведены на компьютерных моделях, представляющих прогнозируемое состояние энергосистем в 2008 году. Будут подробно изучены как установившиеся режимы, так и динамическое поведение объединенной энергосистемы после крупных возмущений. Особый интерес представляет изучение низкочастотных (0,1 - 1 Гц) колебаний частоты и перетоков мощности, которые, если не обеспечить их демпфирование, могут представлять опасность для оборудования, вызвать отключения энергоблоков или линий и, соответственно, перерывы в энергоснабжении.

Соединение двух крупных энергообъединений с различной структурой нормами, правилами и философией управления – это сложнейшая технологическая и организационная задача. Очевидно, что ни одна из сторон не в состоянии полностью перейти на правила и стандарты другой, поэтому для рассматриваемого объединения принята новая концепция, предполагающая по возможности сохранение в обеих системах действующих стандартов и принципов управления и разработку специального набора технических и организационных мер, обеспечивающих совместную работу. Эти меры ориентированы, главным образом, на зону Интерфейса, для которой будут разработаны особые технические требования и организационные процедуры взаимодействия системных операторов. Главный принцип - не допустить ухудшения имеющегося уровня функционирования с точки зрения надежности и качества электроэнергии.

К настоящему моменту завершен сбор исходных данных, представляющий собой самый сложный этап исследования. Ведется разработка математических моделей, на которых будут изучаться особенности совместной синхронной работы двух крупнейших энергообъединений Евразийского континента. В ЕЭС/ОЭС развернута первая очередь системы мониторинга переходных режимов, необходимая для верификации моделей; уже получены первые результаты. Выполнены первые расчеты установившихся режимов. В декабре 2006 года сторонами выпущен "Обзор текущего состояния проекта", в котором отмечено, что предварительные результаты проведенных работ не выявили каких-либо фундаментальных технических препятствий для синхронной работы ЕЭС/ОЭС и UCTE.

На 2007 году запланированы основные технические исследования, которые позволят оценить возможные объемы и сценарии обмена электроэнергией и определить требования к объемам и размещению резервов, необходимых для эффективного поддержания частоты и управления перетоками мощности. Расчеты динамических переходных процессов позволят установить возможные ограничения передаваемой мощности и уточнить требования к системам защиты. Будут также определены условия, при которых объединенные энергосистемы могут разделиться, и разработаны процедуры ресинхронизации.

Для обеспечения совместной работы будут разработаны специальные процедуры взаимодействия системных операторов для планирования режимов, регулирования перетоков мощности, управления в аварийных ситуациях и т.п.

ТЭО будет завершено в 2008 году выпуском отчета, в котором будут даны ответы на основные вопросы исследования. На основании этих выводов основные заинтересованные стороны будут принимать дальнейшие решения по развитию энергосистем.

Учитывая, что стороны считают объединение энергосистем Восток – Запад безальтернативным, дополнительно оцениваются технологии несинхронной передачи электроэнергии главным образом с точки зрения сравнения затрат, необходимых на их реализацию. Кроме того, стороны договорились учесть попадающие во временной интервал исследования проекты несинхронных связей с точки зрения их возможного влияния на исследование.

Первые результаты ТЭО синхронного объединения ЕЭС/ОЭС с UCTE.



Вверх