Резиновые уплотнители в автокондиционере: сравниваем виды каучука
Самой распространенной проблемой автокондиционеров является утечка фреона. Возникает она по разным причинам. Это может быть потеря герметичности алюминиевых деталей вследствие окисления или разрушения уплотнителей, что в процессе эксплуатации является вполне естественным. Чаще всего автовладельцы сталкиваются со второй проблемой. Однако, и здесь все неоднозначно. Срок службы уплотнителя во многом зависит от используемого для его производства материала – NBR или HNBR.
Что такое NBR?
NBR - бутадиен-нитрильный каучук, который является классическим решением для производства уплотнителей. Этот материал отличается дешевизной, достаточно высокой эластичностью и стойкостью к воздействию агрессивного фреона. Кроме этого, он неплохо переносит контакт с минеральными маслами, что делает его вполне подходящим вариантом для изготовления резиновых уплотнителей.
Что касается диапазона рабочих температур, то, согласно утверждениям производителей, NBR способен сохранять технические характеристики при показателях от -30°C до +100°C. Если говорить об условиях эксплуатации, то этого вполне достаточно. Температура компрессора даже в сильную жару не превышает +70 +80°С, а воздух «за бортом» практически никогда не остывает ниже отметки -30°С. Казалось бы, искать альтернативу этому виду каучука не нужно, но, к сожалению, NBR не идеален. Во-первых, срок службы таких уплотнителей незначительный. Во-вторых, уплотнители из этого вида каучука очень плохо переносят контакт с ультрафиолетом и озоном, а также растворителями, кислотами и т.д.
HNBR и его преимущества
Альтернативой предыдущему материалу является HNBR - гидрированный бутадиен-нитрильный каучук с высоким содержанием акрилонитрила. Этому материалу нашлось применение в различных отраслях современной промышленности. Не обошлось и без производства автокондиционеров, где его используют для изготовления уплотнителей. К числу достоинств HNBR следует отнести следующее:
- он отлично противостоит химическим воздействиям. Модифицированный нитрильный каучук может длительное время контактировать с минеральными маслами и топливом, фреоном, кислотами и растворителями. При этом срок его службы в экстремальных условиях остается значительным.
- термическая стабильность HNBR выше, чем у NBR. Материал сохраняет свойства при показателях от -40°C до +150°C, что делает его идеальным вариантом для применения в системах автокондиционирования.
Подтверждением того, что гидрированный бутадиен-нитрильный каучук можно считать наиболее предпочтительным материалом для уплотнителей, является тот факт, что именно его используют производители оригинальных деталей. В то время как NBR применяют компании, занимающиеся изготовлением аналоговых расходников.